Влияет ли государственная регистрация договора на его
заключение?
Преамбула: 01.01.2004г. вступил в силу
новый Гражданский кодекс Украины. Данный
кодекс значительно расширил круг сделок, подлежащих государственной
регистрации. Кроме этого, по определенной категории договоров (договор
управления недвижимым имуществом; договор найма здания или другого капитального
сооружения (их отдельной части), заключенный на срок не менее одного года;
договор пожизненного содержания и др.) законодатель определил государственную
регистрацию договора как обязательный составной элемент формы такого договора и
поставил момент заключения упомянутых договоров в зависимость от момента его
государственной регистрации. Как это часто случается в нашей стране, законом
государственная регистрация сделок (договоров) была предусмотрена с
01.01.2004г., а порядок такой регистрации, перечень органов, её осуществляющих,
их права и обязанности в г. Севастополе (впрочем, как и по всей Украине) были
определены значительно позднее, примерно через 7-8 месяцев. Несмотря на это,
нотариусы удостоверяли вышеуказанные договоры, которые впоследствии не
регистрировались. Автору настоящей публикации пришлось на практике столкнуться
с такой ситуацией, защищая в суде интересы клиента. О том, что может повлечь за
собой отсутствие государственной регистрации договора, её непосредственной
взаимосвязи с моментом заключения самого договора и пойдет речь в данной
статье. Затронутые в ней вопросы актуальны, т.к. практически все договоры,
подлежащие государственной регистрации, взаимосвязаны с недвижимым имуществом.
Многие из читателей приобретали в собственность
жилые дома по договорам купли – продажи
и прекрасно знают о том, что такие договоры заключались в письменной форме,
нотариально удостоверялись, после чего новый собственник дома регистрировал в
КП «БТИ и ГРОНИ» г. Севастополя права собственности на приобретенный объект
недвижимости. Действительно согласно действующей до 01.01.2004г. норме ст. 227
ГК Украины 1963г. договор купли-продажи жилого дома подлежал нотариальному
удостоверению, если хотя бы одной из сторон по нему выступало физическое лицо
(гражданин). Впоследствии данный договор
подлежал регистрации в исполкоме
местного Совета народных депутатов.
Несмотря
на то, что обязанность регистрации указанного договора была предусмотрена ст.
227 ГК Украины, именуемой «Форма договора купли-продажи жилого дома», такую
регистрацию нельзя было считать обязательным элементом формы данного вида
договоров. Во-первых, это было вызвано тем, что регистрация таких договоров
не отграничивалась от регистрации права
собственности на жилые дома. Действующим
на тот момент законодательством не был предусмотрен механизм регистрации самих
договоров купли-продажи жилых домов: бюро технической инвентаризации лишь
осуществляли государственную регистрацию сначала объектов недвижимого
имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, а с
февраля 2002г. – регистрацию прав собственности на такое имущество на основании
Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое
имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002г.
№ 7/5 (с последующими изменениями и дополнениями).
Во-вторых,
согласно части первой ст. 227 ГК Украины 1963г. лишь несоблюдение нотариальной
формы договора купли-продажи жилого дома влекло за собой недействительность
этого договора. Вследствие этого на практике судьи оценивали регистрацию в
исполкоме (БТИ) как имеющую преимущественно административно-правовое значение и
ни коим разом не влияющую на заключение или действительность договора.
01.01.2004г.
вступил в силу новый ГК Украины 2003г. Данный кодекс содержит статьи 182 и 210
(государственная регистрация прав на недвижимость и государственная регистрация
сделок), содержание которых позволяет сделать заключение: государственная регистрация права собственности на объект
недвижимости и государственная регистрация сделки, посредством которой этот
объект приобретается в собственность, - это абсолютно разные правовые явления.
Государственная
регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется БТИ на
основании вышеуказанного приказа Министерства юстиции Украины от 07.02.2002г. №
7/5. Данный приказ действует и в настоящее время, несмотря на принятие
01.07.2004г. закона Украины «О Государственной регистрации вещных прав на
недвижимое имущество и их ограничений» №
1952 – IV и вступление его в силу 03.08.2004г.
До сего момента в Украине не создана единая система органов регистрации прав и
не сформирован Государственный реестр
прав в составе государственного земельного кадастра. Вследствие этого на основании пункта 5
раздела V
«Заключительные положения» закона Украины от 01.07.2004г. № 1952 – IV регистрация объектов недвижимости проводится
коммунальными предприятиями БТИ в соответствии с приказом Минюста № 7/5.
Государственная
регистрация сделок (договоров) осуществляется лишь в случаях, установленных
законом. Сделки, подлежащие государственной регистрации, считаются
совершенными с момента их государственной регистрации. Такое правило
совершения сделок, подлежащих госрегистрации, содержится в части 1 ст. 210 ГК
Украины. Аналогичное специальное правило, определяющее момент заключения
договора, подлежащего госрегистрации, установлено частью 3 ст. 640 того же
Кодекса: такой договор считается заключенным с момента его государственной
регистрации.
При
введении в действие с 01.01.2004г. нового Гражданского кодекса Украины в нашей
стране отсутствовал как закон, определяющий порядок государственной регистрации
сделок (договоров), так и соответствующий подзаконный акт. Лишь 26.05.2004г.
Кабинет Министров Украины принял постановление № 671, которым был утвержден
Временный порядок государственной регистрации сделок. Это постановление
опубликовано в официальном издании 11.06.2004г.
В связи с тем, что в данном постановлении не был предусмотрен более поздний
срок его вступления в силу, то оно в соответствии с пунктом 5 Указа Президента
Украины от 10.06.1997г. № 503/97 «О порядке официального обнародования
нормативно-правовых актов и вступления их в силу» вступило в силу с момента его принятия, т.е.
с 00 часов 27.05.2004г.
В
упомянутом постановлении был определен
перечень сделок (договоров), подлежащих государственной регистрации:
-
договор купли-продажи, мены земельного участка,
единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого
недвижимого имущества;
-
договор о передаче недвижимого имущества под выплату
ренты;
-
договор пожизненного содержания (ухода), по которому
приобретателю в собственность передается недвижимое имущество;
-
договор найма здания или другого капитального
сооружения (их отдельной части), заключенный на срок не менее чем один год;
-
договор управления недвижимым имуществом;
другие
сделки, государственная регистрация которых предусмотрена законом (к примеру,
договор коммерческой концессии). Временным порядком государственной
регистрации сделок было установлено, что таковая проводится путем внесения
соответствующей информации в Государственный реестр сделок (единую компьютерную
базу данных, содержащую информацию о сделках, подлежащих госрегистрации,
которая обеспечивает её хранение, выдачу и защиту от несанкционированного
доступа). Держателем данного реестра, который обеспечивает его ведение, определено Министерство юстиции
Украины, а регистраторами – нотариусы (как
частные, так и государственных нотариальных контор), которые проводят
государственную регистрацию сделок. Они осуществляют госрегистрацию сделок
путем внесения записи в реестр одновременно с нотариальным удостоверением
сделки. При этом нотариусы, не имеющие доступа в компьютерную базу данных
реестра, в день удостоверения сделки обязаны направлять один экземпляр договора
регистратору, который в день получения этого экземпляра вносит соответствующую
запись в реестр. О внесении записи в реестр регистратор выдает сторонам сделки
или уполномоченным ими лицам экземпляр изъятия (документа, свидетельствующего о
внесении записи в реестр). Датой государственной регистрации сделки
считается дата и время внесения соответствующей записи в реестр.
Что же произошло на практике с ведением
Государственного реестра сделок? В соответствии с пунктом 4 ПКМУ от
26.05.2004г. № 671 было постановлено Министерству юстиции Украины принять в
течение трех месяцев меры для обеспечения ведения Государственного реестра
сделок (т.е. до 28.08.2004г.). Несмотря
на это, в постановлении ничего не говорилось о дате его (постановления)
введения в действие или об отложении введения в действие до создания
(обеспечения ведения) реестра. В нашем городе обеспечение ведения реестра путем
подключения к нему городского управления юстиции и всех нотариусов было
произведено 02-03.08.2004г., а первая госрегистрация договора датируется 05
августа 2004г.
Таким образом нотариусы в период с 01.01.2004г. и до 05.08.2004г.
нотариально удостоверяли договоры, подлежащие госрегистрации, но последнюю не
производили. В пункте 4 Заключительных и переходящих положений ГК Украины2003г.
говорится, что данный кодекс применяется к гражданским отношениям, возникшим
после вступления его в силу (т.е. ко всем сделкам (договорам), совершаемым
(заключаемым) после 01.01.2004г.). Никаких исключений из этого правила
Гражданский кодекс Украины не содержал и не содержит. Вследствие этого все вышеупомянутые договоры с
01.01.2004г. считаются заключенными с момента их государственной регистрации
(ст.ст. 640, 657, 746 и др.).
Заключение договора – это достижение сторонами в надлежащей,
установленной законом форме соглашения по всем существенным условиям такого
договора. Интересующая нас категория договоров считается заключенными с момента
их госрегистрации. Законом установлена и форма для таких договоров –
письменная, нотариальное удостоверение и
государственная регистрация (ст.ст. 657,
745 и др.). На основании заключенного
договора у его сторон возникают определенные права и обязанности, в том числе и
право собственности по соответствующей категории договоров. Именно на основании
надлежаще заключенного договора купли-продажи жилого дома (квартиры) БТИ вправе
производить государственную регистрацию
права собственности на данный объект недвижимости за конкретным лицом.
Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости не
влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным.
При незаключенном договоре правоотношения между его
сторонами вообще не возникают и не существуют. По сути, стороны ошибочно
воспринимают юридически безразличный факт как факт юридический. В этом случае у
сторон не возникают права и обязанности по договору. Незаключенный надлежаще
договор не может быть признан судом недействительным, и отсутствуют правовые
основания для применения двусторонней реституции (возвращения сторон в
положение, существовавшее до заключения договора). Исполнение такого договора
никак не влияет на его заключение: раз у сторон не возникли права и
обязанности, то и все действия во исполнение незаключенного договора не влекут
за собой для сторон соответствующих юридических последствий. В такой ситуации
стороны выражают волю на совершение сделки, но не совершают её в необходимой по
закону форме. Исполнив что-либо по незаключенному договору каждая из его сторон
лишь вправе требовать от противоположной возврата неосновательно приобретенного
имущества путем заявления соответствующего иска в суд.
Обобщая вышеизложенное приходим к выводу: государственная регистрация указанных видов сделок (договоров) – это
обязательная, надлежащая, установленная законом форма таковых сделок
(договоров), без которой их нельзя считать совершенными (заключенными).
В нашем городе, несмотря на отсутствие в период с 01.01.2004г. примерно
до начала августа 2004г. Государственного реестра сделок, все нотариусы
нотариально удостоверяли договоры, но не производили их госрегистрацию. Как это
очень часто происходит, был принят закон, который вступил в силу, а механизм исполнения этого закона
отсутствовал. Нотариусов можно понять: они должны исполнять свои обязанности
независимо от степени правового регулирования той или иной ситуации. Древние
римские юристы говорили: «Закон суров, но это закон». В Украине действует
принцип верховенства права. Закон является актом высшей юридической силы и
обязателен для исполнения всеми органами государственной власти, местного
самоуправления, физическими и юридическими лицами. Принятие ПКМУ от
26.05.2004г. № 671 и его вступление в силу с указанной даты соответствовало
требованиям ст. 210 ГК Украины. Отсутствие механизма его применения на
практике не может служить правовым основанием для его невыполнения.3-х экземплярах, имеющих
равную юридическую силу. Они, как указано выше, должны регистрироваться
одновременно с их нотариальным удостоверением (т.е. в присутствии обеих сторон
таких договоров). Временный порядок госрегистрации сделок не допускает иного
порядка её осуществления. Эти сделки не могут быть зарегистрированы позднее или
в отсутствие одной из сторон.
Договоры, нотариально удостоверенные, но не
зарегистрированные в период с 26.05.2004г. до начала августа 2004г., по мнению
автора, не могут считаться надлежаще заключенными в отсутствие госрегистрации.
Формально таковыми должны быть и договоры, удостоверенные нотариусами в период
с 01.01.2004г. по 25.05.2004г., но в этот момент отсутствовал как закон, так и
подзаконный акт, определяющие порядок госрегистрации сделок. Формальная
определенность – вот главное, что отличает право от многого иного.
Все это автором настоящей статьи подчеркивается лишь для того, чтобы
читатели поняли: в будущем может возникнуть ситуация, когда одна из сторон
договора, подлежащего госрегистрации и нотариально удостоверенного в
вышеуказанный период, подаст в суд иск к другой стороне о признании данного
договора незаключенным в связи с отсутствием его госрегистрации. Хочется
надеяться, что нотариусы в будущем не будут предъявлять при последующем
отчуждении объекта недвижимости требований в данной части. Сложно сказать как
на это в будущем посмотрят наши судьи, но пока отсутствие госрегистрации
договоров в оговоренный период не
слишком затрагивает их внимание. Надеюсь, что в перспективе с такими
незарегистрированными договорами не сложится ситуация, подобная сделкам
купли-продажи квартир, совершенным на биржах.
Адвокат Виктор Колтунович.
«Голос Украины», 2004г., №
142, стр. 12-14
«Офіційний вісник України”, 2004г., № 21,
стр. 29-32
|