Среда, 08.05.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Меню сайта
5555555
Главная » Статьи » Мои статьи

Передача земли в собственность граждан. Часть 3

Передача земли в собственность граждан...
Часть 3

 

            10.04.2007 г. было принято решение сессии Севастопольского горсовета № 1788 «О мерах по обеспечению соблюдения норм градостроительного законодательства при передаче земельных участков юридическим лицам (ЖСТИЗ, ЖСК, ДСК, СО, иным кооперативным организациям) и гражданам» (опубликовано в газете «Севастопольские известия»21.04.2007 г.). Пунктом 1 данного решения установлено, что передача земельных участков гражданам на свободных от застройки территориях для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений и дачного строительства осуществляется «только при наличии детального плана территории или другой градостроительной документации, предусмотренной законодательством, разработанных на основе Генерального плана города Севастополя и утвержденных в установленном законом порядке». Автор в настоящей публикации не затрагивает вопрос передачи земельных участков под застройку юридическим лицам, в отношении которых порядок предоставления земельных участков с указанным целевым назначением имеет свои особенности. Что же касается граждан, то вновь возникает вопрос: «Почему вопрос (порядок) передачи земельных участков в собственность граждан, определенный непосредственно Земельным Кодексом Украины (земельным законом) наш орган местного самоуправления неразрывно связывает с вопросами архитектуры, градостроительства, планирования и застройки территорий»? Пункт 3 упомянутого решения сессии Севастопольского горсовета, уже детализируя положения пукта 1, определяет, что передача индивидуально испрашиваемых гражданами приусадебных и дачных земельных участков, расположенных в границах существующих жилых кварталов и дачных массивов, осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации места расположения объекта строительства.

             Кроме вышеизложенных были и другие решения сессии горсовета, которые вызывают вопросы, и различные комментарии в городской прессе, согласно которых либо на граждан возлагались решениями сессии горсовета дополнительные обязанности, либо определялся перечень территорий, право собственности на земельные участки которых приобреталось на конкурентных началах (т.е. граждане ограничивались в возможности приобрести на данных территориях земельный участок в собственность бесплатно), либо вопрос предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно вновь непосредственно взаимосвязывался с вопросами планирования и застройки территорий, градостроительного законодательства. Прежде всего отмечу здесь следующие публикации:

-         Ирина Каратаева «Десятина», газета «Слава Севастополя» № 190 от 14.10.2006 г.         (касается решения сессии горсовета « Об определении территорий, на которых право собственности или право аренды земельных участков приобретается на конкурентных началах»);

-         Елена Василенко «Пиши заявление и получай!», газета «Слава Севастополя» № 44-45 от 10.03.2007 г. (касается решения сессии горсовета об отказе в передаче в собственность земельных участков гражданам Украины, которые не имеют регистрации на территории г. Севастополя и процедуры получения земельного участка гражданами в собственность бесплатно).

И вот, наконец, 20.06.2007 г. в газете «Севастопольские известия публикуются Рекомендации (статья «10 шагов к десяти соткам» в газете «Слава Севастополя» № 111 от 21.06.2007 г. по тому же вопросу). Данные Рекомендации, как указано выше, не имеют силы нормативного акта, но по сложившейся в г. Севастополе еще до их опубликования практике без их выполнения (соблюдения) вероятность получения гражданином земельного участка в собственность бесплатно невелика. По сути эти Рекомендации практически не затрагивают права граждан, которые хотят приватизировать земельный участок, ранее предоставленный им в пользование: ведь ранее целевое назначение участка уже было определено соответствующим решением органа государственной власти или местного самоуправления, и земельный участок на законных основаниях был предоставлен в пользование гражданину, которому остается лишь подготовить техническую документацию, представить ее и свое заявление в орган власти или местного самоуправления и пройти процедуру оформления правоустанавливающего документа на землю и регистрации своих прав на приватизированный участок.

      Автор не будет полностью приводить все положения Рекомендаций, потому как многие из читателей наверняка уже ознакомились с их содержанием. Он лишь обратит внимание на отдельные их положения, которые, как и предыдущие, вызвали у него вопросы:

1)      пункт 2 Рекомендаций: подача гражданином заявления в управление архитектуры и градостроительства для получения акта выбора земельного участка и комплексного градостроительного заключения;

2)      пункт 3 Рекомендаций: заказ выкопировки из Генерального плана г. Севастополя;

3)      пункт 4 Рекомендаций: получение справок о принадлежности земельного участка и о неиспользовании права бесплатной приватизации;

4)      пункт 5 Рекомендаций: формирование пакета документов и получение заключения управления земельных ресурсов по материалам выбора.

Остальные пункты в основном вопросов не вызывают, за исключением отдельных незначительных деталей. По существу пункты 2-5 Рекомендаций объяснимы исходя из практики оформления земельных участков в собственность, значимости определенных в них предварительных вопросов, возникающих при предоставлении земли гражданину в собственность бесплатно, но они не предусмотрены законом, регулирующим интересующие нас правоотношения (Земельным Кодексом Украины). Кроме того, возникает логичный вопрос: « Почему указанные действия должен совершить именно гражданин, а не Севастопольский горсовет, Севастопольская ГГА, их отделы, управления после подачи гражданином всех необходимых джокументов, указанных в ст. 118 ЗК Украины?»

      А теперь автор попытается ответить на возникшие вопросы, высказать свои суждения по затронутой проблеме и привести некоторые свои рекомендации по теме настоящей публикации.

Прежде всего, представляется, что вопросы предоставления земельного участка гражданину в собственность под застройку и последующей застройки данного участка логически взаимосвязаны в одно целое лишь в перспективе, с учетом последующего использования полученного гражданином земельного участка, однако по закону, непосредственно регулирующему порядок предоставления земли, не взаимосвязаны. В ст. 118 ЗК Украины нет никаких диспозитивных норм (типа «если иное не установлено законом») и отсылочных (бланкетных) норм. Также в ней отсутствуют какие-либо упоминания норм (положений) градостроительного законодательства (законов Украины «Об основах градостроительства», «О планировании и застройке территорий», «Об архитектурной деятельности» и др.) и взаимосвязь с этим законодательством. Ранее упоминалось, что ЗК Украины является высшим (после Конституции Украины) актом законодательной силы, который непосредственно регулирует интересующий нас вопрос и имеет приоритет перед любым другим законом в данной части. Вследствие этого думается, что порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность, определенный ст. 118 ЗК Украины, должен соблюдаться всеми органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами.

Проект отвода земельного участка - все же документ, создаваемый землеустроительной организацией и определяющий непосредственно место расположения, границы и площадь получаемого гражданином земельного участка, а не вопросы его последующей застройки, планировки застройки территории, на которой расположен истребуемый участок. Как гражданин будет впоследствии застраивать предоставленный ему участок-это его дело. Конечно, при этом он уже будет обязан соблюдать градостроительное законодательство, без чего не сможет утвердить проект застройки, получить разрешение на выполнение строительных работ и т.д. Но все это будет уже потом, после получения им земельного участка в собственность (думаю, что читателям не стоит напоминать требования части 3 ст.125 ЗК Украины относительно возможности использования земельного участка по назначению лишь после получения госакта на него и государственной регистрации права собственности). Севастопольский горсовет может отказать гражданину в даче согласия на разработку проекта отвода или в предоставлении земельного участка, но чем он при этом будет руководствоваться? Отсутствующим планом застройки? Сложно сказать в этом случае чьи доводы примет суд: ст. 39 ЗК Украины предусматривает, что уже ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (т.е. уже последующая их застройка) земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом. Если гражданин истребует участок, который расположен в границе населенного пункта Севастополь и рядом с жилой застройкой, где земли по другому целевому назначению не используются (например, под садоводство или огородничество), то, скорее всего, суд примет его позицию и вынесет решение в пользу гражданина. Не вина человека, который желает и на законных основаниях, получить землю в собственность, что ранее земля в нашем городе предоставлялась хаотично и что до настоящего времени  отсутствуют планы детальной планировки (планы застройки) отдельных районов города, сельской зоны или не определено точно целевое назначение земли в том или ином месте. Уже орган власти или местного самоуправления в суде обязан будет в соттветствии с Кодексом Административного Судопроизводства Украины доказать законность принятого решения об отказе и непревышение им при этом своих полномочий.

«Закон суров, но это закон»- говорили древние римские юристы, и его нельзя заменять логикой вещей. Также нельзя к одним правоотношениям применять закон, который их не регулирует, да и к тому же противоречит приоритетному в разрешаемом вопросе закону. Нельзя заменять закон логикой вещей, как бы этого не хотелось сделать и сколь благое мероприятие не предполагалось под предлогом этого. Для юристов данные постулаты понятны и очевидны. А как можно упорядочить ситуацию с предоставлением земли гражданам под застройку? Представляется, что сделать это можно значительно проще: после подачи гражданином заявления в Севастопольский горсовет, его проверки в Центре земельного кадастра на предмет «свободы» земельного участка со дня такой проверки наложить «вето» (запрет) на прием (рассмотрение) заявлений на предоставление указанного участка другим гражданам до разрешения вопроса (или отказа в разешении) с первым гражданином. Создать единую базу данных, информацию из которой разместить на сайте в Интернете, чтобы ситуация была «прозрачной», а любой гражданин мог сам проверить по такой базе занят или свободен приглянувшийся ему участок. Данную базу данных обновлять ежедневно, внося новые данные о поданных гражданами заявлениях. Вот и отпадут сразу вопросы у граждан, и они не будут предъявлять претензии к органам власти и местного самоуправления, их должностным лицам, и к минимуму будут сведены злоупотребления в вопросах «чистоты» земельного участка.

Автор лишь затронул самый некоммерческий из вопросов предоставления земли под застройку  гражданам бесплатно. Множество вопросов у него вызывают и порядок предоставления земли юридическим лицам как в собственность, так и в аренду, но об этом поговорим уже в других публикациях. Он не выражает в данной статье чье-либо мнение и не выполняет политический или коммерческий заказ кого-либо. Это-сугубо его субъективное мнение, с которым кто-нибудь из читателей может быть не согласен полностью или в части.

 

                                   Адвокат Виктор Колтунович

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (05.12.2009)
Просмотров: 3234 | Рейтинг: 5.0/2

Хостинг от uCoz