Вторник, 07.05.2024, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Меню сайта
5555555
Главная » Статьи » Мои статьи

Передача земли в собственность граждан. Часть 2
Передача земли в собственность граждан...
Часть 2

 

            Несмотря на принятие 05.02.2004 г. закона Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» № 1457 и его вступление в силу 14.07.2004 г. (дата публикации в газете «Голос Украины»), по имеющейся у автора информации до настоящего времени земли государственной и коммунальной собственности в границах г. Севастополя не разграничены. Вследствие этого и на основании пункта 12 раздела 10 «Переходные положения» ЗК Украины полномочия по распоряжению землями в границах населенного пункта г. Севастополь осуществляют Севастопольский городской, Инкерманский городской, Качинский поселковый и сельские Советы в зависимости от места расположения земельного участка.

            Теперь давайте исследуем некоторые положения отдельных нормативных актов (решений) Севастопольского горсовета и совместных между ним и Севастопольской ГГА соглашений по интересующему нас вопросу.

            04.11.2002 г. на совместном заседании президиума Севастопольского горсовета и президиума коллегии Севастопольской ГГА было утверждено и с указанной даты вступило в силу Временное Соглашение о порядке взаимодействия Севастопольского городского Совета и Севастопольской гордской государственной администрации по вопросам регулирования земельных отношений (далее по тексту -«Временное Соглашение»), которое опубликовано в газете «Севастопольские известия» 06.11.2002 г. Ст. 7 данного Временного Соглашения предусматривала, что заявления граждан о бесплатной передаче в собственность земельных участков, поданные в соответствии со ст. 118 ЗК Украины, рассматриваются Севастопольским горсоветом при условии предварительного их рассмотрения Севастопольской ГГА в порядке, предусмотренном ст.4 упомянутого Временного Соглашения. Данная статья  требовала от гражданина, заинтересованного в получении бесплатно земельного участка, обращения с заявлением в Севастопольскую ГГА для получения необходимых документов и заключения городской госадминистрации о предоставлении испрашиваемого участка, его размеров и места расположения по испрашиваемому целевому назначению.

            Такими документами согласно ст. 4 Временного Положения являлись:

-         схема генплана строительства объекта с технико-экономическими показателями, обосновывающая площадь испрашиваемого участка и согласованная с начальником управления архитектуры и градостроительства;

-         акт выбора с ситуационным планом размещения земельного участка, согласованный с тем же должностным лицом и начальником управления земельных ресурсов;

-         земельно-кадастровая справка о наличии (отсутствии) землепользователя на испрашиваемом земельном участке с указанием категории участка;

-         комплексное заключение управления архитектуры и градостроительства о соответствии месторасположения предлагаемого объекта строительства государственным строительным нормам, градостроительной документации, правилам застройки г. Севастополя.

При размещении объекта строительства в центральной части города, в зоне исторических памятников, в прибрежной зоне комиссия могла затребовать дополнительные документы в обоснование предлагаемого строительства на испрашиваемом земельном участке. После рассмотрения документов в Севастопольской ГГА заявитель подавал ходатайство о предоставлении земельного участка в собственность на имя председателя Севастопольского горсовета, а поступившие из городской госадминистрации материалы выбора и согласования земельного участка рассматривались соответствующими постоянными комиссиями и отделами горсовета в соответствии с регламентом его работы. Подготовленный проект решения согласовывался в юридическом отделе горсовета. Затем вопрос об отводе земельного участка вносился на рассмотрение пленарного заседания Севастопольского горсовета, который рассматривал ходатайство с приложенными материалами и принимал решение о даче согласия на разработку проекта отвода участка или об отказе в таком согласии. После этого гражданин разрабатывал в установленный решением срок проект отвода, согласовывал его, в том числе и с органом охраны культурного наследия, после чего получал заключение землеустроительной экспертизы и вновь подавал проект отвода в Севастопольский горсовет, который рассматривал его и принимал решение о передаче земельного участка в собственность заявителя.

            У автора публикации по данному Временному Соглашению возникают следующие вопросы:

1)      Почему, в отличии от установленного ст. 118 Земельного Кодекса порядка, гражданин обязан обращаться не прямо в Севастопольский горсовет, а в Севастопольскую ГГА для предварительного рассмотрения его заявления?

2)      На основании какого закона и вообще в связи с чем, если это не предусмотрено законом, заявитель обязан представлять в Севастопольскую ГГА указанные выше материалы выбора и согласования земельного участка и объекта строительства?

3)      Для чего, если это не предусмотрено частью 9 ст. 118 ЗК Украины, согласовывать проект отвода земельного участка с органом охраны культурного наследия (соответствующие изменения в ст.118 ЗК Украины были внесены лишь законом №1626 от 18.03.2004 г. и вступили в силу в апреле 2004 г.,т.е. через полтора года после вступления в силу Временного Соглашения)?

4)      Почему гражданин обязан получать заключение землеустроительной экспертизы, если закон не возлагает на него такой обязанности?

5)      Как вообще случилось, что Временным Соглашением на гражданина возлагаются дополнительные, не предусмотренные законом, обязанности и правомерны ли такие действия Севастопольского горсовета и Севастопольской ГГА?

6)      В связи с чем Временное Положение увязывало воедино вопросы предоставления земельного участка и его последующей застройки и обязывало граждан предоставлять также документы на проектирование, строительство объекта застройки?

Позднее, 14.10.2003 г. решением сессии Севастопольского горсовета № 1342 утверждается Положение о порядке рассмотрения вопросов в области регулирования земельных отношений в г. Севастополе (далее по тексту - «Положение», опубликовано в газете «Севастопольские известия» 12.11.2003 г.). Согласно пункту 4 данного Положения заявления граждан о бесплатной передаче в собственность земельных участков в соответствии со ст. 118 ЗК Украины рассматриваются Севастопольским городским Советом после предварительного их рассмотрения Севастопольской ГГА в порядке, определенном пунктом 3.2 упомянутого Положения. Пункт 3.2 Положения также, как и в предыдущем случае, предусматривал предварительное рассмотрение Севастопольской ГГА заявления гражданина и представленных материалов в течение 30 дней, подготовку ею заключения и направление его в Севастопольский горсовет.

При отсутствии в течение 45 дней заключения Севастопольской городской государственной администрации по указанному вопросу Севастопольский горсовет рассматривал вопрос о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями ЗК Украины, нормативных документов и принимал решение. Понятно, что, как и в предыдущем случае, Севастопольский горсовет не принимал к рассмотрению заявления граждан, непосредственно поданные в горсовет на основании ст. 118 ЗК Украины.

            По Положению, утвержденному решением сессии горсовета № 1342 от 14.10.2003 г. вопросов немного меньше, но они также есть:

1)      Почему Севастопольский горсовет предусмотрел, как и в случае с Временным Положением, предварительное рассмотрение заявлений граждан, желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, в Севастопольской ГГА, если это не предусмотрено законом?

2)      В связи с четкой неопределенностью в пункте 3.2 Положения перечня документов, которые заявителю необходимо представить в Севастопольскую ГГА, какие же именно документы он обязан подавать: указанные в ст. 118 ЗК Украины или определенные в пункте 3.1 Положения ( а может-оговоренные выше, согласно Временному Положению)?

3)      Зачем вообще Севастопольская ГГА должна предоставлять заключение горсовету о предоставлении испрашиваемого участка, если это не предусмотрено законом?

4)      Какими наряду с Земельным Кодексом Украины «нормативными документами» будет руководствоваться Севастопольский горсовет при принятии решения о предоставлении гражданину земельного участка бесплатно в собственность? Возможно, и своими решениями, которые являются местными локальными нормативными актами? И согласовываются ли такие решения с Земельным Кодексом Украины?

13.09.2006 г. решением сессии Севастопольского горсовета № 800 были утверждены Основы регулирования земельных отношений, рационального и более эффективного использования земельных ресурсов города Севастополя (далее по тексту - «Основы», опубликованы в газете «Севастопольские известия»  23.09.2006 г.). В соответствии с упомянутыми Основами Севастопольский горсовет наряду с другими определяет следующие концептуальные основы своей деятельности в области регулирования земельных отношений в г. Севастополе на ближайшую перспективу:

1)      Недопущение принятия решений о передаче земельного участка для размещения объекта строительства без утвержденной органом местного самоуправления соответствующей градостроительной документации по планированию территории населенного пункта г. Севастополь (пункт 3 Основ);

2)      Внедрение практики продажи земельных участков гражданам для стороительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек в наиболее престижных районах города (пункт 7 Основ);

3)      Предоставление земельных участков в границах кварталов жилой застройки после утверждения проекта распределения территории квартала (пункт 28 Основ).

Вопросы по указанным пунктам Основ возникают у автора следующие:

1)      Почему решение об отказе в предоставлении земельного участка для застройки может быть основано на отсутствии градостроительной документации по планированию территории населенного пункта г. Севастополь, если гражданин по закону не обязан подавать на данной стадии в горсовет какие-либо документы, имеющие непосредственное отношение к застройке и еще неизвестно какая это будет застройка, как она будет исполнена? И почему гражданину вообще могут отказать по такому основанию, если участок расположен в границах населенного пукта г. Севастополя, и его целевое назначение не определено как иное, отличное от жилой и общественной застройки?

2)      Разве для земельных участков, расположенных в престижных районах города Севастополя, закон предусматривает другой, отличный от указанного в ст. 118 ЗК Украины, порядок их предоставления, в частности продажи таких участков?

3)      Какая норма закона предусматривает при решении вопроса о предоставлении гражданину земельного участка как приусадебного бесплатно в собственность обязательного предварительного утверждения проекта распределения территории квартала жилой застройки, на которой предоставляется земельный участок для застройки?

07.11.2006 г. решением сессии Севастопольского горсовета № 918 были внесены изменения в решение сессии № 1342 от 14.10. 2003 г., и утвержденное данным решением Положение было изложено в новой редакции (опубликовано в газете «Севастопольские известия» от 15.11.2006 г.). Пункт 5 новой редакции Положения определяет, что заявления граждан о бесплатной передаче в собственность земельных участков в соответствии со ст. 118 ЗК Украины рассматриваются Севастопольским горсоветом  с учетом их рассмотрения Севастопольской городской постоянно действующей комиссией по вопросам выбора и согласования местоположения земельных участков и дачи по ним соответствующих предложений. При этом в подпункте 5.2 Положения прямо указывается, что «заявления граждан о передаче в собственность…подаются в городской Совет при наличии соответствующего заключения Комиссии по вопросам выбора и согласования местоположения земельных участков». Комиссия же эта на практике в связи с отсутствием подробного перечня документов, которые необходимо подавать гражданину, в пункте 5 Положения по аналогии применяет пункт 4 того же Положения, который вряд ли имеет отношение к бесплатной передаче земли в собственность (хотя вопрос не бесспорный: пункт 5 Положения не отсылает к пункту 4 того же Положения,правда, речь в нем идет о «физических лицах, заинтересованных в отводе земельного участка»-додумывайте сами, уважаемые юристы и читатели, хотя можно было четко определить в Положении тот или иной порядок(Авт.)). Подпункт же 4.2 Положения обязывает гражданина к заявлению о предоставлении земельного участка прилагать материалы согласования месторасположения испрашиваемого участка, материалы выбора земельного участка и др. в зависимости от целевого использования участка или изменения его целевого назначения. По новой редакции Положения вопросы возникают практически аналогичные тем, которые возникли по упомянутым пунктам Положения в старой редакции.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (05.12.2009)
Просмотров: 3890 | Рейтинг: 0.0/0

Хостинг от uCoz