Вторник, 07.05.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Меню сайта
5555555
Главная » Статьи » Мои статьи

Передача земли в собственность граждан. Часть 1
Передача земли в собственность граждан
или еще раз к вопросу о « 10 шагах»
 

            Автор настоящей статьи вынужден был взяться за перо в связи с публикацией очередного документа (правда, не решения сессии, а Рекомендаций, которые не имеют силы нормативного акта на основании ст. 59 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине») с длинным названием «Рекомендации по оформлению документов для принятия решений городским Советом о передаче земельного участка гражданам Украины для строительства и обслуживания жилого дома, индивидуального дачного строительства на территории города Севастополя ( за исключением земель, расположенных в границах г. Инкерман, в границах населенных пунктов Качинского поселкового Совета и сел, подведомственных сельским Советам)» (далее по тексту-«Рекомендации»), опубликованного 20.06.2007 г. в газете «Севастопольские известия» на странице 7. Это уже далеко не первая публикация, вызывающая массу вопросов у автора, который уже более 10 лет занимается проблемами, связанными с земельными отношениями. В данной публикации он попробует тезисно отследить хронологию развития событий по интересующему вопросу, привести правовые нормы, регулирующие его, а также проанализировать сложившуюся в г. Севастополе ситуацию по вопросам предоставления в собственность гражданам земельных участков под застройку.

                                                                                                                                            

            Вначале давайте попробуем отследить в хронологическом порядке законодательство Украины, регламентирующее права граждан Украины на получение в собственность земельного участка под застройку, порядок получения ими таких земельных участков        и полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти при этом (в том числе, решения и иные документы, принятые на сессии Севастопольского горсовета, и совместные с Севастопольской городской государственной администрацией документы). Автор приводит  в основном лишь документы (нормативно-правовые акты) за период после 01.01.2002 г., т.е. после вступления в силу последней редакции Земельного Кодекса Украины, основного акта, имеющего силу закона, который регулирует отношения по интересующему нас вопросу.

            Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, и законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны ей соответствовать. Это закреплено в части второй ст. 8 Основного Закона нашей страны. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны при осуществлении своих полномочий действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законами Украины (часть 2 ст. 19 Конституции Украины). Т.е., уважаемый читатель, Севастопольский горсовет и Севастопольская ГГА при осуществлении своих полномочий должны строго руководствоваться Конституцией Украины и законами Украины и не выходить за рамки имеющихся у них полномочий. Все принятые на сессии горсовета решения Севастопольским горсоветом, распоряжения Севастопольской ГГА, какие-либо совместные подписанные ими документы, которыми регулируются те или иные земельные отношения в г. Севастополе, должны не противоречить Основному Закону и другим законам Украины. Это очевидно и, по-моему, не только для юристов. В соответствии с частью второй ст. 41 Конституции Украины право частной собственности, в том числе и на землю, приобретается в порядке, определенном законом.

            Принятый 21.05.1997 г. закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» № 280/97 подробно не определяет порядок регулирования Севастопольским горсоветом земельных вопросов и компетенцию нашего органа местного самоуправления в данной области. Пункт 34 части первой ст. 26 указанного закона лишь относит к его исключительной компетенции разрешение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений. В части собственных полномочий исполнительного органа Севастопольского горсовета подпункт 1 пункта а части 1 ст. 33 того же закона относит предоставление под застройку земель, пребывающих в собственности территориальной громады г. Севастополя. В части делегированных полномочий исполнительного органа горсовета подпункты 1 и 8 пункта б той же статьи закона соответственно относят осуществление контроля за соблюдением земельного законодательства и подготовку заключений о предоставлении в установленном законом порядке земельных участков, которая проводится Севастопольской ГГА и Севастопольским горсоветом. Абзац первый пункта 2 раздела 5 "Заключительные и переходные положения" закона № 280/97 от 21.05.1997 г. предписывает Севастопольскому горсовету (впрочем, как и Качинскому поссовету, Инкерманскому горсовету, сельским советам) осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Как видно из приведенных в данном абзаце норм упомянутый закон подробно не регламентирует деятельность Севастопольского горсовета по вопросу регулирования земельных отношений, входит в униссон с вышеуказанной нормой части второй ст. 19 Основного Закона страны и обязывает Севастопольский горсовет действовать в рамках закона и своих полномочий, определенных законом.

            25.10.2001 г. был принят и с 01.01.2002 г. вступил в силу Земельный Кодекс Украины в последней, нынедействующей редакции. Согласно части 1 ст.3 данного Кодекса земельные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Земельным Кодексом Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Таким образом, Земельный Кодекс Украины является основным законом в области регулирования земельных отношений, и он в случае противоречий (коллизий) имеет приритет над любым иным законом, в том числе и Гражданским Кодексом Украины. В данной части с мнением автора солидарны многие известные ученые, и его подтверждает сложившаяся в Украине судебная практика.Лишь отдельные имеющиеся в нем нормы права являются бланкетными (такими, которые отсылают к другому закону): например, часть 6 ст. 93 ЗК Украины, которая отсылает              в вопросах аренды земли к другому закону, а именно-к закону Украины «Об аренде земли». Последний применяется в арендных земельных отношениях непосредственно по всем вопросам, касающимся таких отношений, не урегулированным ЗК Украины.

            Согласно пунктов б, в, є, м части первой ст. 9 ЗК Украины к полномочиям Севастопольского горсовета в области регулирования земельных отношений на его территории относятся соответственно:

-         передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;

-         предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом;

-         подготовка заключений о предоставлении земельных участков из земель государственной собственности, производимых органами исполнительной власти г. Севастополя;

-         решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Согласно пунктов а, г, е части первой ст. 16 того же кодекса к полномочиям

Севастопольской ГГА (по аналогии закона и с учетом статуса Севастопольской ГГА в соотношении с Советом Министров Автономной Республики Крым, с учетом специального законодательства, определяющего полномочия и статус Севастопольской ГГА) в области земельных отношений соответственно относятся:

-         распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных Земельным Кодексом Украины;

-         подготовка заключений по предоставлению земельных участков;

-         решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Полномочия, определенные в ст. 17 ЗК Украины, определяющие права местных государственных администраций в области регулирования земельных отношений, в данной части аналогичны полномочиям, определенным в ст.16. В связи с этим не имеет смысла заострять внимание читателей на специфичности статуса СГГА  и вопросе выбора применяемой в такой ситуации нормы ЗК Украины (16 или 17).

      Согласно части 3 ст. 116 ЗК Украины  гражданин Украины вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок путем приватизации участка, находящегося в его пользовании, и получения земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных данным Кодексом. Часть 1 ст. 121 ЗК Украины устанавливает, что для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) размер получаемого земельного участка составляет: не более 0,10 га в городах; не более 0,15 га в поселках; не более 0,25 га в селах, а для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 га независимо от местности.

      Ст. 118 ЗК Украины устанавливает порядок бесплатной приватизации и бесплатного получения гражданами земельных участков. Согласно частей 1,2 упомянутой правовой нормы для приватизации земельного участка, находящегося в пользовании гражданина, последний обязан подать в Севастопольскую ГГА или Севастопольский городской (Инкерманский городской, Качинский поселковый или сельский) Совет в зависимости от местонахождения земельного участка заявление, к которому прилагаются технические материалы и документы, подтверждающие размер земельного участка (технический отчет, выполненный землеустроительной организацией). В месячный срок орган исполнительной власти или местного самоуправления (в зависимости от отнесения земельного участка к землям государственной или коммунальной собственности) принимает решение о приватизации. После этого гражданину по закону остается лишь дождаться оформления государственного акта на право частной собственности, регистрации своих прав в Государственном земельном кадастре и получить госакт, который является правоустанавливающим документом,  подтверждающим право собственности лица на приватизированный земельный участок (ст. 125, 126 ЗК Украины).

            Части 6-10 ст. 118 ЗК Украины предусматривают, что гражданин, заинтересованный в бесплатном получении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства или строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и строений подает по месту нахождения участка заявление в СГГА или соответствующий совет  с указанием желаемых размеров и целевого использования земельного участка. Орган исполнительной власти или местного самоуправления рассматривает такое заявление и в случае согласия на передачу участка в собственность дает разрешение на разработку проекта отвода земельного участка. Проект отвода разрабатывается по заказу гражданина соответствующей организацией в срок, устанавливаемый соглашением между гражданином и такой организацией. После этого проект отвода согласовуется с органами, указанными в части 9 ст. 118 ЗК Украины, и подается в Севастопольскую ГГА или соответствующий совет, который рассматривает его в месячный срок и принимает решение о передаче земельного участка в собственность гражданину. Никакого иного порядка приватизации гражданином земельного участка или бесплатной передачи гражданину земельного участка в собственность ни Земельный Кодекс Украины, ни какой-либо иной закон не предусматривают. Автор не принимает во внимание порядок бесплатного получения в собственность земельного участка гражданами-работниками сельскохозяйственных предприятий, организаций, который  определяется частями 3-5 ст. 118 ЗК Украины, как достаточно специфическую сферу регулирования земельных отношений, которая в г. Севастополе не преобладает.

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (05.12.2009)
Просмотров: 5541 | Рейтинг: 5.0/1

Хостинг от uCoz