Передача земли в собственность граждан или
еще раз к вопросу о « 10 шагах»
Автор
настоящей статьи вынужден был взяться за перо в связи с публикацией очередного
документа (правда, не решения сессии, а Рекомендаций, которые не имеют силы
нормативного акта на основании ст. 59 закона Украины «О местном самоуправлении
в Украине») с длинным названием «Рекомендации по оформлению документов для
принятия решений городским Советом о передаче земельного участка гражданам
Украины для строительства и обслуживания жилого дома, индивидуального дачного
строительства на территории города Севастополя ( за исключением земель,
расположенных в границах г. Инкерман, в границах населенных пунктов Качинского
поселкового Совета и сел, подведомственных сельским Советам)» (далее по тексту-«Рекомендации»),
опубликованного 20.06.2007 г. в газете «Севастопольские известия» на странице
7. Это уже далеко не первая публикация, вызывающая массу вопросов у автора,
который уже более 10 лет занимается проблемами, связанными с земельными
отношениями. В данной публикации он попробует тезисно отследить хронологию
развития событий по интересующему вопросу, привести правовые нормы,
регулирующие его, а также проанализировать сложившуюся в г. Севастополе
ситуацию по вопросам предоставления в собственность гражданам земельных
участков под застройку.
Вначале давайте попробуем отследить
в хронологическом порядке законодательство Украины, регламентирующее права
граждан Украины на получение в собственность земельного участка под застройку,
порядок получения ими таких земельных участков и
полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти при этом (в
том числе, решения и иные документы, принятые на сессии Севастопольского
горсовета, и совместные с Севастопольской городской государственной
администрацией документы). Автор приводит
в основном лишь документы (нормативно-правовые акты) за период после
01.01.2002 г., т.е. после вступления в силу последней редакции Земельного
Кодекса Украины, основного акта, имеющего силу закона, который регулирует
отношения по интересующему нас вопросу.
Конституция
Украины имеет высшую юридическую силу, и законы и иные нормативно-правовые акты
принимаются на ее основе и должны ей соответствовать. Это закреплено в
части второй ст. 8 Основного Закона нашей страны. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные
лица обязаны при осуществлении своих полномочий действовать лишь на основании,
в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией Украины и
законами Украины (часть 2 ст. 19 Конституции Украины). Т.е., уважаемый читатель,
Севастопольский горсовет и Севастопольская ГГА при осуществлении своих
полномочий должны строго руководствоваться Конституцией Украины и законами
Украины и не выходить за рамки имеющихся у них полномочий. Все принятые на
сессии горсовета решения Севастопольским горсоветом, распоряжения
Севастопольской ГГА, какие-либо совместные подписанные ими документы, которыми
регулируются те или иные земельные отношения в г. Севастополе, должны не
противоречить Основному Закону и другим законам Украины. Это очевидно и,
по-моему, не только для юристов. В соответствии с частью второй ст. 41
Конституции Украины право частной собственности, в том числе и на землю,
приобретается в порядке, определенном законом.
Принятый
21.05.1997 г. закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» № 280/97
подробно не определяет порядок регулирования Севастопольским горсоветом
земельных вопросов и компетенцию нашего органа местного самоуправления в данной
области. Пункт 34 части первой ст. 26 указанного закона лишь относит к его
исключительной компетенции разрешение в соответствии с законом вопросов
регулирования земельных отношений. В части собственных полномочий
исполнительного органа Севастопольского горсовета подпункт 1 пункта а части 1
ст. 33 того же закона относит предоставление под застройку земель, пребывающих
в собственности территориальной громады г. Севастополя. В части делегированных
полномочий исполнительного органа горсовета подпункты 1 и 8 пункта б той же
статьи закона соответственно относят осуществление контроля за соблюдением
земельного законодательства и подготовку заключений о предоставлении в
установленном законом порядке земельных участков, которая проводится
Севастопольской ГГА и Севастопольским горсоветом. Абзац первый пункта 2 раздела
5 "Заключительные и переходные положения" закона № 280/97 от
21.05.1997 г. предписывает Севастопольскому горсовету (впрочем, как и
Качинскому поссовету, Инкерманскому горсовету, сельским советам) осуществлять
полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Как видно из
приведенных в данном абзаце норм упомянутый закон подробно не регламентирует
деятельность Севастопольского горсовета по вопросу регулирования земельных
отношений, входит в униссон с вышеуказанной нормой части второй ст. 19
Основного Закона страны и обязывает Севастопольский горсовет действовать в
рамках закона и своих полномочий, определенных законом.
25.10.2001 г. был принят и с
01.01.2002 г. вступил в силу Земельный Кодекс Украины в последней,
нынедействующей редакции. Согласно части 1 ст.3 данного Кодекса земельные
отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Земельным Кодексом
Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Таким образом, Земельный Кодекс Украины
является основным законом в области регулирования земельных отношений, и он в
случае противоречий (коллизий) имеет приритет над любым иным законом, в том
числе и Гражданским Кодексом Украины. В данной части с мнением автора
солидарны многие известные ученые, и его подтверждает сложившаяся в Украине
судебная практика.Лишь отдельные имеющиеся в нем нормы права являются
бланкетными (такими, которые отсылают к другому закону): например, часть 6 ст.
93 ЗК Украины, которая отсылает в вопросах аренды земли к другому
закону, а именно-к закону Украины «Об аренде земли». Последний применяется в
арендных земельных отношениях непосредственно по всем вопросам, касающимся
таких отношений, не урегулированным ЗК Украины.
Согласно пунктов б, в, є, м части
первой ст. 9 ЗК Украины к полномочиям Севастопольского горсовета в области
регулирования земельных отношений на его территории относятся соответственно:
-
передача земельных участков коммунальной собственности в собственность
граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом;
-
предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной
собственности в соответствии с настоящим Кодексом;
-
подготовка заключений о предоставлении земельных участков из земель
государственной собственности, производимых органами исполнительной власти г.
Севастополя;
-
решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с
законом.
Согласно пунктов а, г, е части первой ст. 16 того же
кодекса к полномочиям
Севастопольской ГГА (по аналогии закона и с учетом статуса
Севастопольской ГГА в соотношении с Советом Министров Автономной Республики
Крым, с учетом специального законодательства, определяющего полномочия и статус
Севастопольской ГГА) в области земельных отношений соответственно относятся:
-
распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных
Земельным Кодексом Украины;
-
подготовка заключений по предоставлению земельных участков;
-
решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с
законом.
Полномочия, определенные в ст. 17 ЗК Украины,
определяющие права местных государственных администраций в области
регулирования земельных отношений, в данной части аналогичны полномочиям,
определенным в ст.16. В связи с этим не имеет смысла заострять внимание
читателей на специфичности статуса СГГА
и вопросе выбора применяемой в такой ситуации нормы ЗК Украины (16 или
17).
Согласно
части 3 ст. 116 ЗК Украины гражданин
Украины вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок путем
приватизации участка, находящегося в его пользовании, и получения земельного
участка из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм
бесплатной приватизации, определенных данным Кодексом. Часть 1 ст. 121 ЗК
Украины устанавливает, что для строительства и обслуживания жилого дома,
хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) размер получаемого
земельного участка составляет: не более 0,10 га в городах; не более 0,15 га в поселках; не
более 0,25 га
в селах, а для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 га независимо от
местности.
Ст. 118
ЗК Украины устанавливает порядок бесплатной приватизации и бесплатного
получения гражданами земельных участков. Согласно частей 1,2 упомянутой
правовой нормы для приватизации земельного участка, находящегося в пользовании
гражданина, последний обязан подать в Севастопольскую ГГА или Севастопольский
городской (Инкерманский городской, Качинский поселковый или сельский) Совет в
зависимости от местонахождения земельного участка заявление, к которому
прилагаются технические материалы и документы, подтверждающие размер земельного
участка (технический отчет, выполненный землеустроительной организацией). В
месячный срок орган исполнительной власти или местного самоуправления (в
зависимости от отнесения земельного участка к землям государственной или
коммунальной собственности) принимает решение о приватизации. После этого
гражданину по закону остается лишь дождаться оформления государственного акта на
право частной собственности, регистрации своих прав в Государственном земельном
кадастре и получить госакт, который является правоустанавливающим
документом, подтверждающим право
собственности лица на приватизированный земельный участок (ст. 125, 126 ЗК
Украины).
Части 6-10 ст. 118 ЗК Украины
предусматривают, что гражданин, заинтересованный в бесплатном получении земельного
участка из земель государственной или коммунальной собственности для
индивидуального дачного строительства или строительства и обслуживания жилого
дома, хозяйственных построек и строений подает по месту нахождения участка
заявление в СГГА или соответствующий совет с указанием желаемых размеров и целевого
использования земельного участка. Орган исполнительной власти или местного
самоуправления рассматривает такое заявление и в случае согласия на передачу
участка в собственность дает разрешение на разработку проекта отвода земельного
участка. Проект отвода разрабатывается по заказу гражданина соответствующей
организацией в срок, устанавливаемый соглашением между гражданином и такой
организацией. После этого проект отвода согласовуется с органами, указанными в
части 9 ст. 118 ЗК Украины, и подается в Севастопольскую ГГА или
соответствующий совет, который рассматривает его в месячный срок и принимает
решение о передаче земельного участка в собственность гражданину. Никакого иного порядка приватизации гражданином
земельного участка или бесплатной передачи гражданину земельного участка в собственность
ни Земельный Кодекс Украины, ни какой-либо иной закон не предусматривают. Автор
не принимает во внимание порядок бесплатного получения в собственность земельного
участка гражданами-работниками сельскохозяйственных предприятий, организаций,
который определяется частями 3-5 ст. 118
ЗК Украины, как достаточно специфическую сферу регулирования земельных
отношений, которая в г. Севастополе не преобладает.
|